Основная задача маркетинга — это выявление и удовлетворение потребностей целевой аудитории с выгодой для компании. Часто представление о маркетинге ограничивается рекламой товара. Но для эффективного продвижения продукции одной рекламы мало. Существуют и другие инструменты маркетинга, которые позволяют увеличить продажи компании и нарастить прибыль.
Грамотное применение всех маркетинговых инструментов позволяет корректировать работу всего предприятия. Принцип 4Р в маркетинге (price, product, place, promotion) предусматривает комплексный подход. Главные маркетинговые инструменты регулируют ценовую политику, товарную, политику сбыта и продвижение товара.
Некоторые из этих направлений требуют немалых затрат. Это в первую очередь расходы на рекламу на ТВ, проведение выставок, PR-мероприятий. Поэтому все инструменты объединяют в систему и отображают в плане маркетинговых мероприятий.
Товарная политика
Основная цель товарной политики — выпускать такой продукт, который будет пользоваться популярностью на рынке, а не реализовать товар, который удалось выпустить. Она призвана решать следующие вопросы:
- какой товар необходимо выпускать;
- кто является потенциальным покупателем;
- свойства, которыми должен обладать продукт.
Маркетинговая деятельность тесно связана с производством и реализацией товара. Но на первом этапе важно определить целевую аудиторию и сегмент рынка.
Принцип и структура товарной политики
Инструменты товарной политики:
- продукт;
- ассортимент (появление новых единиц, прекращение выпуска товара, который не интересен потребителям);
- торговая марка;
- оформление изделия;
- сервисное обслуживание;
- гарантия;
- дополнительные функции и пр.
Ценовая политика
На процесс формирования цены влияет множество факторов. При ценообразовании важно учесть все затраты на производство и реализацию товара. Стоимость продукта может колебаться от минимальной, покрывающей расходы, и максимальной, которую потребитель может заплатить.
Как маркетинговая деятельность может повлиять на установление цены?
Первоочередной задачей маркетинга является определение цели ценообразования. Основные задачи предприятия:
- повышение прибыли и обеспечение безубыточной работы;
- рост продаж;
- стремление к завоеванию лидирующих позиций на рынке и пр.
Политика ценообразования отличается некоторыми особенностями. Продукция с высокой стоимостью требует больших усилий при продвижении, недорогой товар будет пользоваться высоким спросом и стимулировать покупки будет именно низкая цена.
Основные маркетинговые инструменты в ценовой политике:
- ценообразование;
- предоставление скидок, бонусов и пр.;
- ценовая стратегия.
Политика сбыта
Сегодня маркетинговая деятельность направлена не только на сбыт. Современный маркетинг предполагает дистрибьюцию продукции — транспортировку продукции в торговые сети, обеспечение продаж и обслуживание (гарантийное или сервисное).
Основные задачи политики сбыта:
- продвижение по принципу производитель-конечный покупатель;
- представление продукции в местах сбыта;
- обеспечение сервисного обслуживания.
Главная задача дистрибуции — создание комфортных условий для приобретения товара покупателями. Маркетинговые инструменты для сбыта продукции:
- формирование каналов сбыта (оптовые магазины, супермаркеты, розничные точки, продажи в сети Интернет);
- организация сбыта (доставка, представление товара на видных местах);
- логистика (обеспечение нормальных условий складирования, продажа товарных остатков, транспортировка);
- работа с клиентами (прием и обработка заказов, заключение договоров на поставку, условия работы (доставка, оплата).
В современном маркетинге существует понятие трейд-маркетинг. Это продвижение продукта на выгодных условиях для всех сторон торговых отношений. Основная задача этого направления — изучение и удовлетворение потребностей целевой аудитории с целью получения выгоды компанией. Важно закрепить положение бренда и обеспечить продвижение продукта через каналы сбыта конечному потребителю. Основные цели трейд-маркетинга — представление продукта на выгодных зонах в супермаркетах, продажа продукта через сети по рекомендованной цене.
Существуют три направления этого вида маркетинга:
- мердчандайзинг;
- обеспечение сбыта;
- специальные услуги.
Коммуникации
Политика продвижения включает инструменты маркетинговых коммуникаций, направленные на стимулирование сбыта. Основные вопросы — каким способом продвигать товар и через кого.
Продвижение продукта — это прежде всего предоставление информации о продукте целевой аудитории, упоминание о существовании компании и убеждение людей в необходимости купить.
В зависимости от особенности продукта выбирают различные способы продвижения. Дорогостоящие товары нуждаются в персональных продажах, дешевые — в рекламе. Способ продвижения зависит и от стадии жизненного цикла. В момент появления свежего бренда на рынке, эффективными являются выставки, презентации. На этапе роста товары нуждаются в эффективной рекламе. В случае спада реализации следует уделять большое внимание личным продажам.
Направление коммуникаций:
- рекламные мероприятия;
- формирование положительного имиджа компании;
- PR-деятельность;
- прямой маркетинг.
Прямой маркетинг
Это направление основано на личном общении, он направлен не на группы потребителей, а на конкретного человека. Прямой маркетинг осуществляется напрямую, без использования услуг посредников. Такой способ предполагает обратную связь с клиентом и позволяет сформировать клиентскую базу. Эффективность прямого маркетинга напрямую зависит от профессионализма маркетолога.
Выставки
Это универсальный инструмент маркетинга, позволяющий разрекламировать товар, сформировать положительное мнение общественности о компании, стимулировать сбыт и организовывать персональные продажи. Формат такого мероприятия позволяет использовать все вышеперечисленные инструменты в комплексе.
Инструменты маркетинга применяют для продвижения продукта и роста прибыли. Но все эти мероприятия важно использовать в комплексе, с учетом особенностей деятельности компании и предлагаемого продукта.
Поиск негативных отзывов бесплатно
Online сервис проверки негативных упоминаний о Вас на основе анализа выдачи Яндекса
Прайс-лист